Тема 3

Тема 3. Операции по обработке древесины

Цель изучения темы. Познакомить учащихся с назначением разметки, заготовок и деталей, видами разметочного инструмента и приемами ее выполнения; видами, назначением и конструкцией ручных и электрифицированных столярных инструментов. Научить определять, с помощью какого инструмента, какими способами и приемами и в какой последовательности наиболее безопасно и рационально выполнять тот или иной вид операционной обработки древесины. Дать основные понятия о способах и приемах подготовки к работе и наладке ручных столярных инструментов и сформировать у учащихся начальные умения определять по внешним признакам остроту инструмента.
В процессе овладения знаниями о способах и приемах выполнения операционных видов обработки древесины дать учащимся представление о приемах и способах контроля и самоконтроля качества обработки. На конкретных примерах рассмотреть возможные причины дефектов обработки и объяснить способы их предупреждения и исправления.
Такая система обучения способствует формированию у учащихся привычки к продуманному подбору необходимых инструментов, выбору оптимального варианта обработки заготовок, а также развитию наблюдательности, внимания, технического мышления и положительного отношения к учебно-производственному труду.
Место темы в курсе технологии столярных работ. К моменту изучения темы учащиеся разобрались в основных понятиях теории резания древесины, а еще раньше - в школе на уроках труда обрабатывали древесину ручными столярными инструментами.
Значимость материала темы заключается в том, что она предшествует овладению операционными видами обработки древесины ручными и электрифицированными инструментами на уроках производственного, обучения. Следовательно, от качества усвоения учащимися основ операционной обработки древесины ручным способом в какой-то мере зависит эффективность уроков производственного обучения.
С другой стороны, знания о конструкциях ручных и электрифицированных инструментов и о приемах работы являются исходными при изучении механизированного способа обработки древесины. Дело в том, что конструкции ручных электрифицированных инструментов служат как бы мостиком от ручного способа обработки к механизированному. Да и в самих принципах обработки древесины на деревообрабатывающих станках заложена суть конструктивных особенностей ручных инструментов.

Система уроков по теме

1-2. Пиление древесины ручными и электрическими пилами. 3. Лабораторно-практическая работа «Определение элементов зубьев ручных пил. Проверка правильности развода пил». 4. Лабораторно-практическая работа «Проверка правильности разметочных инструментов». 5-6. Обработка древесины ручными и электрифицированными инструментами. 7. Лабораторно-практическая работа «Определение правильности формы и степени шероховатости поверхности строгания». 8-9. Долбление, резание стамеской и сверление. 10. Лабораторно-практическая работа «Ручные электроинструменты». 11. Выработка шипов. 12. Лабораторно-практическая работа «Определение видов шипов». 13. Склеивание. 14. Лабораторно-практическая работа «Определение качества клеевых растворов и прочности склеивания».

Уроки 1-2. Пиление древесины ручными и электрическими пилами

Основные вопросы. 1. Понятие о разметке. 2. Припуски на обработку по ГОСТу. 3. Типы и конструкции ручных пил и подготовка их к работе. 4. Пиление древесины - один из видов резания древесины. 5. Приемы пиления древесины ручными пилами вдоль и поперёк волокон. 6. Приемы контроля качества пиления. 7. Назначение и устройство ручных электрических пил и приемы пиления ими. 8. Техника безопасности при пилении ручными и электрическими пилами.

Методические рекомендации

Урок целесообразно начать с рассказа об учащемся, который неправильно разметил пиломатериал на заготовки: показать бесполезность затраченного труда и времени на обработку заготовки и назвать стоимость деловой древесины, которая пошла в отход. Вывод - знание приемов разметки помогает экономить силы, время, древесину и дает возможность изготовлять детали и изделия требуемого качества.
Что же представляет собой разметка, зачем ее выполняют и какими инструментами? Отвечая на этот вопрос, учащиеся высказывают самые разнообразные предположения. Преподаватель отмечает наиболее удачные ответы. Затем по плакату с общим и рабочими чертежами табурета объясняет, что форма и размеры каждой детали и изделия задаются чертежом. Показывая заготовки на детали табурета и отрезок пиломатериала, объясняет назначение раскроя древесных материалов.
Демонстрируя одну из деталей табурета и заготовку на нее, вместе с учащимися устанавливает, что же представляют собой припуски на обработку. На примере детали табурета и по плакату с таблицей «Определенные и суммарные припуски на обработку и усушку отдельных прямолинейных деталей» (Нормативы для расчета норм расхода лесных, клеевых, шлифовальных, отделочных, текстильных и других материалов на производство мебели) объясняет и показывает, как определяют припуски на обработку.
Затем предлагает учащимся такой вопрос: «Вы выписали с чертежа чистовые размеры ножек табурета, подобрали в штабеле доску для раскроя, как вы ее разметите?» Проанализировав ответы учащихся, объясняет назначение предварительной разметки и способы ее выполнения и показывает необходимые мерительные инструменты. В заключение дает четкое определение разметки и обращает внимание на сложность ее выполнения.
Демонстрируя лучковую пилу и ножовку, предлагает определить, чем они отличаются и что у них общего. Учащиеся правильно отвечают на вопрос и делают вывод о делении пил на натянутые и ненатянутые. Преподаватель называет элементы станка лучковой пилы и объясняет их назначение. Демонстрирует плакат, на котором изображены зубья пилы в масштабе 1:10, и фанерный макет зубьев пилы и предлагает учащимся определить элементы и геометрию пильного зуба (резца-клина). Обычно они самостоятельно определяют и называют элементы резца и углы резания. Далее преподаватель называет элементы зуба пилы и показывает их на плакате и макете.
Демонстрируя лучковые пилы для поперечного, продольного и смешанного пиления, предлагает внимательно осмотреть пилы и определить, в чем их различие. Обычно учащиеся правильно обращают внимание на форму зубьев. Следует объяснить, как подразделяются лучковые пилы в зависимости от формы зубьев. Учащиеся должны хорошо усвоить, как по форме зубьев определять назначение пил.
Преподаватель задает вопрос: «Почему не пилит новая лучковая пила с неразведенными и незаточенными зубьями?» Учащиеся должны сравнить два пильных полотна - подготовленное и неподготовленное к работе, установить, чем они отличаются, и на основе этого сделать вывод о значении развода и заточки пил. Преподаватель обращает внимание на зависимости величины развода зубьев пилы от толщины полотна пилы, твердости и влажности древесины.
Затем демонстрирует разводки, объясняет их устройство и приемы разводки зубьев пил. Сначала на, макетах, а затем на пильных полотнах демонстрирует и объясняет сущность приемов заточки. Подчеркивает разницу в приемах заточки пил для продольного и поперечного пиления и необходимость строго соблюдать правила техники безопасности при выполнении этой работы.
Демонстрируя пиление отрезка доски лучковой пилой, преподаватель задает вопрос: «Что представляет собой пиление?» Опираясь на знания о резании древесины, учащиеся характеризуют пиление как процесс резания древесины с целью разделения ее на части. На примере разбора технологии изготовления табурета определяют при помощи преподавателя место и значение этой операции при изготовлении мебели.
При изготовлении столярно-мебельных изделий в учебных мастерских учащиеся многие виды работ выполняют распиливанием древесины вручную (например, раскраивают пиломатериалы на заготовки, запиливают шипы), поэтому они должны овладеть знаниями о сущности процесса пиления и приемами пиления на уроках производственного обучения. Учащийся, плохо усвоивший приемы пиления, тратит на их выполнение много времени и сил и нерационально расходует пиломатериалы.
Выяснив с учащимися, какие бывают виды пиления в зависимости от направления пиления по отношению к волокнам, преподаватель демонстрирует поперечное, а затем продольное пиление и просит учащихся понаблюдать, какие элементы пильного зуба разрезают волокно. Отмечает наиболее правильные ответы и объясняет, почему и какие именно элементы зубьев пил разрезают волокна.
Далее предлагает на основании наблюдений за работой в учебных мастерских объяснить, как выполняют пиление вдоль волокон при горизонтальном (или вертикальном) расположении пиломатериала на верстаке. Отмечает наиболее правильные наблюдения и выводы.
Используя плакат и показывая процесс пиления древесины вдоль волокна, обращает внимание на правильность установки пильного полотна, расположение и закрепление пиломатериала в верстаке. Демонстрирует правильную рабочую позу, а затем приемы запила и пиления. Особо останавливается на правилах техники безопасности, которые необходимо соблюдать при пилении. Одному из учащихся предлагает распилить древесину вдоль волокон; остальные в это время наблюдают за работой товарища и при необходимости исправляют его ошибки.
В такой же последовательности можно изучать приемы пиления пиломатериала поперек волокон. Затем надо предложить учащимся определить, какой вид пиления наиболее трудоемкий и почему. Обычно они правильно отмечают, что поперечное пиление более трудоемкое.
В конце преподаватель демонстрирует пиление древесины вдоль и поперек волокон, чтобы показать и объяснить приемы контроля за перпендикулярностью распила к пласти с помощью полотна пилы и угольника, и разбирает возможные причины брака при пилении ручными пилами и способы его предупреждения.
Показывает плакат «Ручной электрифицированный инструмент» (Г.И. Клюев. Столярно-плотничные работы. Учебные плакаты. М., Высшая школа, 1980) и просит учащихся ответить, какой инструмент называют электрифицированным. Уточняет их ответы, объясняет термин «малая механизация» и подводит к выводу, что использование электрифицированных инструментов увеличивает производительность труда, улучшает качество работы, уменьшает утомляемость рабочего и снижает стоимость работ.
Показывает электропилу, называет ее основные части и подчеркивает, что все деревообрабатывающие электроинструменты имеют следующие основные части: электродвигатель, режущий инструмент и корпус.
Демонстрируя пильные диски с разными по форме зубьями, задает вопрос, зависит ли направление пиления от формы зубьев пил. Обычно учащиеся правильно отвечают на него. Особое внимание обращает на последовательность и приемы проверки исправности электропилы перед работой, а также на необходимость строго соблюдать личную электробезопасность. Показывает, как установить диск пилы на необходимую глубину пропила, и демонстрирует приемы работы, подчеркивая необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности и электробезопасности.
Беседы по закреплению материала урока целесообразно сопровождать показом диафильма «Обработка древесины ручными электроинструментами» (кадры 15-34).

Вопросы и задания

1. В чем сущность и каково назначение разметки? 2. В каком порядке размечают доски на черновые заготовки деталей табурета? 3. По каким признакам подразделяют лучковые пилы? 4. Чем отличаются зубья пил для продольного, поперечного и смешанного пиления? 5. Чем отличаются приемы пиления древесины ручными инструментами вдоль и поперек волокон? 6. Как контролируют качество пиления? 7. Расскажите о назначении и устройстве электрических пил и приемах пиления ими. 8. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при пилении ручными и электрическими пилами? 9. В чем сущность процесса пиления? 10. Какие виды пиления вы знаете и какова трудоемкость каждого из них? 11. Какими элементами пильных зубьев разрезаются волокна при поперечном и продольном пилении? 12. Чем отличаются приемы пиления вдоль волокон при горизонтальном и вертикальном расположениях пиломатериала? 13. Чем отличаются приемы работ при продольном и поперечном пилении ручными пилами? 14. Объясните возможные причины брака при пилении и способы его предупреждения. 15. Какая разница в устройстве дисковых электропил ИЭ-5104 и ИЭ-5106? 16. Каковы приемы проверки исправности электропилы перед работой? 17. Рассказать о приемах работ при продольном и поперечном пилении электропилой.

Урок 3. Лабораторно-практическая работа «Определение элементов зубьев ручных пил. Проверка правильности развода пил и пиления»

Цель работы. Закрепить знания учащихся об элементах зубьев пил, выработать умение проверять величину и равномерность развода пил и правильность пиления. Подвести учащихся к пониманию необходимости тщательной подготовки пил к работе и систематического самоконтроля за качеством пиления.

Инструменты и приспособления. Лучковые пилы (для поперечного, смешанного и продольного пиления), штангенциркуль и масштабная линейка, шаблон для контроля равномерности развода, черновые заготовки деталей табурета, угольники металлические и деревянные.

Методические рекомендации

Наличие на школьных столах лучковых пил, заготовок, шаблонов и измерительных инструментов обязывает преподавателя напомнить учащимся правила обращения с ними.
Преподаватель выбирает метод проведения лабораторной работы в зависимости от подготовленности группы и с учетом своего опыта и т.п. Можно организовать работу следующим образом. Один ряд учащихся проверяет величину развода пил, второй осматривает лучковые пилы (ножовки) и вычерчивает в рабочих тетрадях схемы элементов зуба-резца, третий проверяет правильность пиления на черновых заготовках деталей табурета. После выполнения задания (время каждой работы следует ограничить) учащиеся обмениваются заданиями. Каждую работу учащиеся, сидящие за одним столом, выполняют совместно, но записи в рабочих тетрадях и отчеты делают индивидуально.

Порядок выполнения работы. 1. Произвести 7-8 замеров величины развода пилы в разных местах и определить его правильность. 2. Проверить с помощью шаблона равномерность развода пилы. 3. Схематично вычертить резец-зуб пил для поперечного и продольного (смешанного) пиления и обозначить цифрами его элементы. 4. Проверить качество пиления на заготовках деталей табурета, определить величину отклонения плоскости распила от разметочной риски в проверить прямоугольность распила со смежной плоскостью.

Указания по составлению отчета

1. Результаты проверки качества пиления записать в таблицу по следующей форме:

2. Опишите порядок проверки правильности развода пилы и ее результаты.
3. Вычертите схематично зуб-резец (масштаб 1:3) и обозначьте цифрами его элементы. Под схемой запишите название каждого обозначенного элемента зуба-резца.

Урок 4. Лабораторно-практическая работа «Проверка правильности разметочных инструментов»

Цель работы. Изучить приемы и способы проверки правильности разметочных инструментов и способы исправления их дефектов.

Инструменты и материалы. Угольник деревянный, ерунок, рейсмус, малка, штангенциркуль, линейка, щит с фугованными кромками, контрольный угольник (металлический).

Методические рекомендации

Подвести учащихся к выводу о том, что точность и аккуратность разметки зависят не только от мастерства столяра, но и от исправности и точности разметочного и измерительного инструментов. Подчеркнуть, что выполнять разметку следует только проверенным на точность разметочным инструментом.
Для выполнения лабораторной работы каждый учащийся с разрешения мастера производственного обучения приносит из учебной мастерской свой индивидуальный разметочный инструмент. Показ приемов проверки правильности угольника и ерунка необходимо увязать со знаниями по геометрии.
Обнаруженные дефекты инструмента учащиеся устраняют в учебной мастерской под руководством мастера производственного обучения.

Порядок выполнения работы. Проверить: 1. На щите правильность угольника по наружной и внутренней кромке основания и линейке. 2. Параллельность кромок линейки угольника при помощи линейки. 3. Параллельность кромки пера и основания угольника штангенциркулем. 4. Прямоугольность кромок пера и колодочки угольника контрольным угольником. 5. Правильность наружного угла угольника. 6. На щите равенство углов ерунка 45 и 135°. 7. Исправность малки. 8. Прямолинейность кромок линейки ерунка. 9. Исправность рейсмуса.

Указания по составлению отчета

Результаты проверки разметочных инструментов записать в таблицу по следующей форме: инструмент, выявление неточности, способы исправления неточности.

Уроки 5-6. Строгание древесины ручными и электрифицированными инструментами

Основные вопросы. 1. Строгание - вид резания древесины. 2. Виды и конструкции инструментов. 3. Заточка и наладка инструментов. 4. Назначение и виды строгания. 5. Приемы строгания ручными и электрифицированными инструментами. 6. Правила техники безопасности при строгании древесины ручными и электрифицированными инструментами.

Методические рекомендации

Продемонстрировать черновую и чистовую заготовки на ножки табурета и попросить учащихся объяснить, чем они отличаются. Таким образом подвести их к определению назначения строгания и сущности процесса строгания. На основе знаний о резании древесины учащиеся правильно характеризуют строгание как вид резания древесины. Предложить учащимся вспомнить основные случаи резания древесины. Выяснить, какими строгальными инструментами приходилось им пользоваться (обычно они называют почти все ручные инструменты для строгания плоских поверхностей).
Преподаватель демонстрирует строгальные инструменты, называет их вместе с учащимися, определяет их назначение. Показывая рубанок, разрезанный по длине, называет последовательно все элементы рубанка (струга) и назначение каждого из них. Предлагает учащимся внимательно осмотреть подготовленный и не подготовленный к работе рубанки и определить, чем они отличаются. Осмотрев нож рубанка, учащиеся должны попытаться объяснить, как его затачивают, и рассказать о последовательности и приемах заточки.
Преподаватель знакомит учащихся с приемом определения угла заострения в зависимости от отношения ширины фаски к толщине ножа, объясняет и показывает способ проверки остроты заточки инструмента на свету, приемы наладки заточенного рубанка.
По плакату рассказывает о приемах строгания, показывает эти приемы в работе, обращая внимание на правильность хватки инструмента и рабочей позы при строгании, на необходимость следить за тем, чтобы в начале и в конце строгания не заовалить концы обрабатываемой детали. По плакату и на деталях объясняет и показывает приемы проверки правильности строгания на глаз, парными линейками и угольником. Для закрепления материала показывает диафильм «Обработка древесины ручными инструментами» (кадры 35-44).
Рассказ об электроинструментах начать с демонстрации одновременно электропилы и электрорубанка. Учащиеся должны осмотреть их и сравнить устройство. Обычно они правильно называют основные элементы, общие для обоих инструментов, и отмечают особенности рабочих валов и режущих инструментов каждого.
По плакату с техническими характеристиками электрорубанков (ИЭ-5701А, ИЭ-5705, ИЭ-5707А) преподаватель предлагает определить, для каких работ целесообразно применять тот или иной электрорубанок. В итоге беседы следует рассмотреть основные данные технических характеристик электрорубанков.
Показывая приемы работ электрорубанком, преподаватель обращает внимание на скорость и прямолинейность перемещения электрорубанка. Затем спрашивает учащихся, как проверить исправность электрорубанка, уточняет и дополняет их ответы и объясняет, как следует устанавливать и закреплять строгальные ножи.
Далее подробно разбирает дефекты в работе электрорубанка и способы их устранения, пользуясь плакатом, выполненным по рисунку из книги Б.Е. Пфуль «Малая механизация в строительстве».
В итоге работы рассматриваются правила техники безопасности и электробезопасности при работе электрорубанками.

Вопросы и задания

1. Вычертите схему рубанка и обозначьте геометрию резца (в градусах). 2. Чем отличаются и что имеют общего шерхебель и рубанок? Каковы их назначение и устройство? 3. Каковы назначение и устройство рубанка с двойным ножом и шлифтика? 4. Из каких пород древесины изготовляют колодки строгального инструмента и почему? Можно ли изготовить корпус рубанка из дуба? 5. Как определить степень заточки и правильность наладки инструмента? Как устранить перекос ножа? 6. Почему перед строганием заготовки необходимо определить направление волокон древесины и направление строгания? 7. Как и чем проверяют прямолинейность пласти и перпендикулярность кромки и пласти? 8. В учебных мастерских понаблюдайте за приемами строгания шлифтиком (в группах второго курса) и сравните их с приемами работ шерхебелем. 9. Объясните назначение и устройство электрорубанков. 10. Каковы приемы работ электрорубанками и какие правила электробезопасности и техники безопасности следует соблюдать при работе ими? 11. Чем отличается устройство электрорубанков ИЭ-5701А и ИЭ-5705? 12. Сравните приемы проверки исправности электрорубанков и электропилы. 13. Каковы приемы работ при обработке длинномерных деталей электрорубанком? 14. Перечислите возможные дефекты при работе электрорубанком и объясните способы их предупреждения и исправления.

Урок 7. Лабораторно-практическая работа «Определение правильности формы и степени шероховатости поверхности строгания»

Цель работы. Научить учащихся проверять с помощью инструментов правильность формы плоскостей деталей, обработанных ручным и электрифицированным инструментом, и производить измерения с погрешностью до 0,1 мм.

Инструменты и материалы. Набор разметочных и измерительных инструментов (метр, линейка, угольник, штангенциркуль). Специально подготовленные образцы (пронумерованные) прямолинейных и прямоугольных деталей, обработанных ручными и электрифицированными инструментами (длина образцов 300-500, толщина 10-50 мм, не менее 2-3 образцов для каждого учащегося). Парные линейки.

Методические рекомендации

Выполнение работы должно способствовать формированию у учащихся навыков самоконтроля.
На подготовленных образцах преподаватель проставляет номинальные размеры (длину, ширину, толщину), причем при изготовлении образцов рекомендуется умышленно допустить небольшие отклонения от номинальных размеров, правильности, прямоугольности и параллельности плоскостей, а также шероховатости поверхности.
Для ускорения проверки отчетов о лабораторной работе преподаватель составляет перечень образцов, в котором указывает номинальные и действительные размеры, отклонения от правильной формы и дефекты строгания.
Перед лабораторной работой рекомендуется провести краткую беседу, чтобы восстановить в памяти учащихся приемы проверки правильности и прямоугольности плоскостей деталей с помощью линейки, угольника, парных линеек и на глаз. Если учащиеся еще не умеют выполнять измерения штангенциркулем с погрешностью до 0,1 мм, необходимо объяснить и показать прием измерения с 'помощью увеличенного макета штангенциркуля.

Порядок выполнения работы. 1. Определить прямолинейность и прямоугольность лицевых (базовых) поверхностей деталей. 2. Определить действительные размеры образцов; измерить их по ширине и толщине штангенциркулем с погрешностью до 0,1 мм, а по длине - линейкой с точностью до 1 мм. 3. Проверить, параллельны ли лицевым поверхностям остальные стороны детали. 4. Проверить наличие шероховатости на поверхности строгания образцов, просмотрев их стороны на свету.

Указания по составлению отчета

1. Результаты проверки (правильность формы образца, точность размеров и дефекты поверхности строгания) записать в таблицу по следующей форме:

2. Описать, как проверяли правильность образцов.
3. В результате чего могли появиться обнаруженные отклонения от правильной формы на образцах?
4. Описать причины обнаруженных дефектов обработки.

Уроки 8-9. Долбление, резание стамеской и сверление

Основные вопросы. 1. Понятие о столярном соединении. 2. Назначение долбления. 3. Ручные инструменты для долбления и резания. 4. Приемы долбления и резания. 5. Назначение сверления. 6. Инструменты и приспособления для сверления. 7. Приемы сверления. 8. Техника безопасности при долблении, резании стамеской и сверлении.

Методические рекомендации

Преподаватель предлагает учащимся внимательно осмотреть классную мебель и подумать, чем объясняется ее прочность и как соединены детали между собой. Затем демонстрирует образцы соединений УК-1, УК-2 и УК-3 разборные и неразборные (склеенные) и подводит учащихся к определению понятий: столярное соединение, шип, глухое и сквозное гнездо, проушина и их элементы.
Используя образцы с гнездами, просит учащихся объяснить, как вырабатывают эти гнезда. Опираясь на свои наблюдения за работой в учебно-производственных мастерских, они правильно определяют долбление как резание древесины в торец - наиболее трудный вид резания.


Рис. 4. Приемы и последовательность долбления прямоугольных гнезд

Затем следует показать несколько образцов разных по ширине гнезд и спросить, какими инструментами их долбили. В подтверждение ответов учащихся преподаватель демонстрирует наборы долот и стамесок и обращает внимание на их различие по ширине и толщине. Показывая долото и стамеску, просит учащихся рассказать, как их подготовить к работе. Дополняя их ответы, объясняет целесообразность форм и размеров ручек, называет требования, предъявляемые к их качеству, подчеркивает, что от остроты и правильности заточки стамесок и долот зависит качество выработки гнезд.
По плакату (рис. 4), образцам с гнездами и схеме на доске, которую выполняют по ходу урока, объясняет, как следует долбить глухое гнездо и почему следует долбить не слоями, а на всю глубину. При этом особенное внимание обращает на необходимость точной разметки и применения правильных приемов начала и окончания долбления глухих и сквозных гнезд.
Примерно в таком же порядке изучают резание стамеской и сверление.
Закончить объяснение следует просмотром кадров диафильма «Обработка древесины ручными инструментами» и рассмотрением правил техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении изученных операций.

Вопросы и задания

1. Чем отличается долбление от строгания как вид резания древесины? 2. Сравните геометрию резца рубанка и долота. 3. Какая разница в последовательности долбления глухого и сквозного гнезд? 4. Какими приемами достигается прямолинейность кромок и стенок выдалбливаемого гнезда? 5. Чем отличается сверление древесины от долбления? 6. Какая разница в устройстве режущей части центрового и винтового сверл? 7. Чем отличаются устройство коловорота и электросверлилки? 8. Как следует сверлить отверстие в детали под углами 90 и 30°? 9. Какие правила техники безопасности следует соблюдать при резании древесины стамеской (при долблении сквозных гнезд долотом)?

Урок 10. Лабораторно-практическая работа «Ручные электроинструменты»

Цель работы. Расширить, закрепить, систематизировать и конкретизировать знания учащихся по назначению, устройству и приемам подготовки к работе ручных электрифицированных инструментов.

Инструменты и приспособления. Набор ручных электроинструментов (электропила, электрорубанок, электрофреза, электродолбежник, электросверлилка, электрошуруповерт и др.), один из них в разобранном виде; технические характеристики ручных электроинструментов, плакаты «Ручные электроинструменты».
Порядок выполнения работы. 1. Внимательно осмотреть электроинструмент и изучить конструкцию, назначение и взаимодействие деталей и сборочных единиц, способ передачи движения режущему инструменту. 2. Осмотреть пусковое устройство, а также регулирующие, направляющие и упорные приспособления. 3. Изучить способы крепления и правильность установки режущего инструмента. 4. Определить исправность изоляции электропроводки и наличие заземления.

Указания по составлению отчета

Описать результаты изучения электроинструмента по следующей схеме: 1) марка и назначение электроинструмента; 2) основные детали и сборочные единицы и их назначение; 3) способ передачи движения от электродвигателя режущему инструменту; 4) основные данные технической характеристики; 5) правила техники безопасности при работе с электроинструментом; 6) порядок установки и крепления режущего инструмента.

Урок 11. Выработка шипов

Основные вопросы. 1. Виды шипов. 2. Прочность столярных соединений. 3. Способы выработки шипов.

Методические рекомендации

Демонстрируя разные по форме, размерам и назначению шипы, предложить определить их названия и установить, чем они отличаются. На основе наблюдений за процессом сборки изделий в учебно-производственных мастерских учащиеся должны назвать шипы, которые дают наиболее прочные соединения.
Сравнив образцы шипов с сучком в середине (или сбоку) и из древесины хорошего качества, подвести учащихся к выводу, что прочность соединения во многом зависит от качества древесины.
Далее следует рассмотреть зависимость прочности соединений •от точности выработки шипа, проушины и гнезда, а также площади склеивания. Предложить учащимся определить, какое соединение будет наиболее прочным: шип которого без усилия входит в гнездо или с небольшим усилием. Как же вырабатывать шипы, чтобы получить плотное и прочное соединение? На примере образца с четко размеченным одинарным прямым шипом показать значение точной и четкой разметки для правильной выработки шипа. Преподаватель демонстрирует образцы с шипами и проушинами с правильными пропилами. Осмотрев эти образцы, учащиеся при помощи преподавателя должны сделать вывод - пропил должен проходить по части древесины, которая идет в отход. Тогда на сторонах шипа и проушины остается половина разметочной риски.
Объясняя, как вырабатывают широкий шип, преподаватель демонстрирует образец широкого шипа с запилами на углах торца и вместе с учащимися определяет последовательность его выработки.
Для получения ровного края (плотного примыкания к присоединяемому бруску) при пропиливании заплечика шипа делают стамеской небольшой подрез места пропила.

Вопросы и задания

1. Сравните по прочности шипы открытый, одинарный сквозной и несквозной, круглый и плоский. 2. Как влияют на прочность соединения качество древесины, точность обработки и разметки? 3. Как влияют на прочность соединения форма и размеры шипов? 4. Чем отличаются приемы выработки шипа и проушины? 5. Чем отличаются приемы пиления при выработке широкого и узкого шипов? 6. Чем отличается пропиливание заплечиков, примыкающих к прямому и профильному бруску? 7. Разметить одинарный шип и проушину и, соблюдая все правила, выработать их. Работу выполнить в учебной мастерской на отходах древесины.

Урок 12. Лабораторно-практическая работа «Определение видов шипов»

Цель работы. Формирование умений и навыков определять виды и элементы шипов и их соединений по образцам и схемам.

Инструменты и пособия. Образцы шипов, угольник, линейка; ГОСТ 9330-76; плакат «Виды шипов их соединений», выполненный в соответствии с ГОСТ 9330-76.

Методические рекомендации

Работу проводят после ознакомления учащихся на уроках технологии с видами проушин, шипов и способами их выработки. На уроках производственного обучения учащиеся к этому времени научились пилить и строгать ручными и электрифицированными инструментами.
В соответствии с ГОСТ 9330-76 применяют множество различных по форме и назначению шиповых соединений. Учащиеся обычно с трудом запоминают названия видов шиповых соединений. Данная работа должна облегчить усвоение материала, Лабораторно-практическую работу рекомендуется провести путем упражнений в определении видов шиповых соединений и их элементов на образцах столярных соединений или по рисункам в карточках-заданиях. Каждый учащийся должен сделать эскизы, на которых обозначить длину, ширину и толщину шипа и его элементы (заплечики, щечки).
Кроме того, можно дать задание сделать разметку углового и концевого соединений на открытый сквозной одинарный шип с самостоятельным определением толщины шипа в зависимости от размера детали или вычертить на бумаге такое соединение по заданным размерам детали.

Порядок выполнения работы. 1. Определить по образцам или рисункам виды шиповых соединений и их назначение. 2. Сделать эскизы шипов и показать на них длину, ширину и толщину шипов, а также их элементы. 3. По заданным размерам детали определить размер открытого сквозного одинарного шипа. На эскизе этого шипа проставить размеры.

Указания по составлению отчета

Результаты работы занести в таблицу по следующей форме: номер образца, вид и название шипа, эскиз, характеристика шипа.

Урок 13. Склеивание

Основные вопросы. 1. Определение понятия «клей». 2. Значение клеев в современном мебельно-деревообрабатывающем производстве. 3. Понятие о теории склеивания. 4. Технологический процесс склеивания. 5. Понятие о режиме склеивания.

Методические рекомендации

Демонстрируя собранный без клея остов табурета, обратиться к учащимся с вопросом: «Что следует сделать, чтобы он приобрел жесткость соединений?» Опираясь на школьный опыт и наблюдения за работой в учебно-производственных мастерских, учащиеся правильно отвечают, что детали табурета склеивают.
Какие же вещества мы называем клеем? Обобщая ответы учащихся, дать определение понятия клея. Где применяют клеи в столярно-мебельном производстве? Обычно учащиеся приводят примеры сборки изделий. Демонстрируя образцы клееной слоистой древесины (фанеры, плит, древеснослоистых пластиков), преподаватель расширяет представления учащихся о применении клеев в современном мебельно-деревообрабатывающем производстве.
Подчеркивая, что основным показателем качества склеивания является прочность, объясняет наиболее простой способ ее определения и демонстрирует образцы, полученные после раскалывания их стамеской. Затем просит учащихся попытаться объяснить, что представляет собой процесс склеивания древесины. Уточнив и дополнив ответы, кратко знакомит учащихся с современными теориями склеивания (теория «клеевого моста», механической адгезии и химической реакции, электронная теория и т.д.) и технологией процесса склеивания.
Способы приготовления глютиновых клеев учащиеся усваивают легко, а способы приготовления синтетических клеев следует разобрать подробнее. Преподаватель демонстрирует в колбах составные компоненты синтетических клеев, приводит примеры применения этих клеев в столярно-мебельном производстве. Опираясь на знания учащихся по материаловедению, объясняет, как приготовить клей для склеивания без нагрева и с нагревом и подводит учащихся к определению понятия «режим склеивания». Используя плакат, подробно анализирует влияние каждого фактора режима склеивания на прочность склеивания.

Вопросы и задания

1. Чем отличается приготовление рабочего раствора плиточного клея и галерты? 2. Сравните приготовление рабочего раствора казеинового клея и глютинового. 3. Как приготовляют рабочий раствор клея из термореактивных смол? 4. Сравните приготовление рабочего раствора синтетического клея для склеивания без нагрева и для горячего склеивания. 5. Каковы основные положения теории «клеевого моста»? 6. В чем сущность теории склеивания, обосновываемых механической адгезией и химической реакцией? 7. Объясните основные положения теории склеивания на основе электронной теории. 8. Назовите основные факторы режима склеивания и объясните их влияние на прочность склеивания. 9. Назовите жизнеспособность одного из синтетических клеев и объясните порядок его нанесения на древесину.

Урок 14. Лабораторно-практическая работа «Определение качества клеевых растворов и прочности склеивания»

Цель работы. Испытать на образцах прочность клеевых соединений, проанализировать результаты опытов и определить степень влияния на прочность склеивания различных факторов режима склеивания. На основе усвоенных знаний и опытов учащиеся должны самостоятельно установить практическую целесообразность выбора оптимальных режимов склеивания.

Инструменты, материалы, приспособления и пособия. Бруски древесины дуба, бука, березы, сосны, ели; клеевые растворы; струбцины, стамески; металлические линейки, технологические режимы склеивания древесины.

Методические рекомендации

Прочность клеевых соединений в лабораторных условиях учащиеся испытывают на уроке материаловедения при изучении темы «Клеи». Работу рекомендуется провести приближенно к учебно-производственным условиям - определить прочность клееных образцов раскалыванием по клеевому шву стамеской. Изготовляют образцы и испытывают на прочность клеевых соединений учащиеся в учебной мастерской под руководством преподавателя и мастера производственного обучения.
Чтобы придать работе исследовательский характер, целесообразно предложить проблемные задания: организовать выполнение ряда опытов по склеиванию одних образцов с соблюдением режима склеивания, а других с нарушением одного или нескольких факторов принятого режима. В результате опытов учащиеся получают данные для анализа влияния на прочность склеивания того или иного фактора режима склеивания при прочих равных условиях. Например, можно рекомендовать склеивать образцы из твердых и мягких пород древесины разными клеями: растворами клея различной концентрация; при неодинаковой толщине клеевой прослойки; при разной длительности открытой и закрытой пропитки; разным давлением при запрессовке; разной выдержке под прессом; разной температуре помещения и клея и т.д.
На основе анализа и сравнения полученных данных учащиеся должны прийти к выводу, что прочность клеевых соединений зависит от строгого соблюдения установленного режима склеивания.
Склеенные образцы учащиеся нумеруют и в своих рабочих тетрадях против номеров образцов записывают характеристику клеевого раствора и режима склеивания.
Чтобы результаты опытов получились более интересными, рекомендуется склеивать часть образцов с резкими отклонениями от существующих режимов для каждого вида клея.
Режимы склеивания образцов должны быть указаны в карточках-заданиях.

Порядок выполнения работы. 1. Подготовить образцы и склеить их, соблюдая заданные режимы. 2. На склеенных образцах проставить номера. В рабочей тетради сделать записи, характеризующие режим склеивания каждого образца. 3. Расколоть образцы легкими ударами киянки по стамеске. Стамеску установить точно по клеевому слою на торце образца. 4. Осмотреть поверхность, по которой произошло раскалывание образца, и определить характер скалывания.

Указания по составлению отчета

1. Результаты работы записать в таблицу по следующей форме:
 
2. На основе полученных данных дать заключение о качестве склеивания.
3. Проанализировать установленные режимы склеивания и режимы, по которым склеивали образцы, и определить, что повлияло на снижение качества склеивания.