Введение

Задачи социально-экономического развития страны предъявляют новые, более высокие требования к профессионально-техническому образованию молодежи, качеству подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства. Система профтехобразования должна стать подлинной школой коммунистического воспитания и трудового мастерства, подготовки всесторонне образованных молодых рабочих, обладающих глубокими знаниями, прочными профессиональными навыками, широким политехническим кругозором.
Современные предприятия оснащены автоматическими и полуавтоматическими линиями, многооперационными станками. Именно поэтому с каждым годом повышаются требования, предъявляемые производством к общеобразовательному и культурно-техническому, уровню подготовки квалифицированного рабочего, увеличивается объем необходимых молодому рабочему политехнических и профессиональных знаний, усложняется характер умений и навыков, повышается ответственность за качество выпускаемой продукции.
Современная техника и технология мебельно-деревообрабатывающего производства изменили само содержание труда столяра и выделили в нем следующие основные функции: наладку, контроль за работой сложного оборудования, диагностику неполадок и их устранение, рационализацию, изобретательство и т.д.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования» (1977) перед преподавателями и мастерами поставлена задача - полнее использовать передовой педагогический опыт, применять новые методы и средства обучения, развивать познавательные интересы и навыки самостоятельной работы учащихся, создавать условия для их творческого роста.
Чтобы добиться повышения уровня теоретического и производственного обучения, требуются более совершенные методы организации процесса усвоения знаний, овладения умениями и навыками.
Основная роль в подготовке технически грамотных и квалифицированных столяров принадлежит преподавателям технологии столярных работ. Поэтому они должны постоянно повышать уровень политических, научных и психолого-педагогических знаний и изучать передовой производственный и педагогический опыт.
Известно, что обучение становится действительно воспитывающим, если оно соединяется с производительным трудом. Именно поэтому в процессе производственного обучения наиболее продуктивно осуществляются воспитание и развитие ведущих качеств личности будущего молодого рабочего и в первую очередь ответственного отношения к труду, профессионально-технической самостоятельности, творческой профессиональной активности и др. Большую помощь преподавателю оказывает систематическое посещение уроков производственного обучения, постоянная творческая связь с мастерами производственного обучения, а также с преподавателями специальных и общетехнических предметов, обществоведения, физики, химии и эстетики.
Жизнь ставит перед преподавателем разнообразные задачи, которые он должен решать творчески в конкретной обстановке. Он должен уметь выбрать наиболее рациональные формы и методы обучения для конкретной учебной ситуации на основе тщательного анализа учебных задач, возможностей учащихся, материальных условий обучения и своих возможностей. Предлагаемое пособие ставит целью помочь преподавателю в решении учебно-воспитательных задач, определении места каждой темы в курсе технологии, а уроков в теме и в методическом построении урока.
Пособие состоит из двух глав. В первой из них кратко освещены пути и средства активизации учебной работы учащихся на уроках. Во второй указываются учебно-воспитательные задачи и место темы в системе курса технологии столярных работ, предлагается примерная система уроков. По большинству уроков представлены основные вопросы и рекомендации по методике их проведения, а также вопросы и задания учащимся. Однако следует учесть, что даже поурочные пособия не могут дать готовых рекомендаций на все случаи обучения.