Тема 1

Тема 1. Введение

Место темы в курсе технологии столярных работ

Материал темы по содержанию многоплановый и именно поэтому преподаватель периодически в течение всего периода обучения будет обращаться к нему. Так, при изучении темы «Конструкция и технология изготовления простых столярных изделий и необлицованной мебели» учащиеся должны будут вспомнить задачи, поставленные перед мебельно-деревообрабатывающими предприятиями, в частности перед базовым предприятием. При рассмотрении материала темы «Деревообрабатывающие станки и работа на них» будет необходимость обратиться к цифрам народнохозяйственного плана, характеризующим научно-технический прогресс в деревообрабатывающей промышленности. Особенностью темы «Введение» является то, что именно на этих уроках начинает складываться отношение в системе преподаватель - учащийся, а отсюда особое учебно-воспитательное значение темы.
Цель изучения темы. Дать общее понятие о технологии столярных работ как учебном предмете. Помочь учащимся составить четкое и ясное представление о роли, месте и значении этого ведущего предмета в профессиональной подготовке их как будущих столяров. Раскрыть взаимозависимость таких предметов, как технология столярных работ, материаловедение, техническое черчение и производственное обучение.
Познакомить с процессом становления и развития системы профессионально-технического образования и задачами, поставленными перед ней решениями партии и правительства.
Рассказать о значении деревообрабатывающей промышленности в развитии народного хозяйства СССР и пути его технического прогресса.
На материале темы возбудить у учащихся интерес к профессии столяра и стремление овладеть ею.

Основные вопросы. 1. Содержание курса технологии столярных работ. 2. Система профессионально-технического образования. 3. О материально-технической базе коммунизма и задачах промышленности по ее созданию. 4. Технический прогресс в деревообрабатывающей и мебельной промышленности. 5. Значение деревообрабатывающего и мебельного производства в развитии народного хозяйства СССР. 6. Квалификационная характеристика столяра III разряда и программа технологии.

Методические рекомендации

В начале вводной беседы уточнить правильность записи фамилий учащихся в журнале, поинтересоваться их успехами в школе по трудовому обучению. Изложить требования, которые будут предъявляться к ним на уроках технологии столярных работ.
Отметить, что одним из основных предметов, которые они будут изучать в училище, является технология столярно-мебельного производства. Разъяснить, что слово технология состоит из двух греческих слов «techne» и «logos», первое означает искусство, ремесло, обработка, второе - учение, изложение. Следовательно, технология столярных работ - это технология столярно-мебельного производства - система технико-технологических знаний о наиболее рациональных способах изготовления столярно-мебельных изделий из древесных и полимерных материалов.
С древнейших времен человек использовал древесину для самых разнообразных целей. Шли века, сменялись эпохи материальной культуры, но изделия из древесины не теряли своего огромного значения в жизни человека. Демонстрируя макеты мебельных изделий с училищной выставки технического творчества, изготовленные выпускниками, рассказать учащимся о древней и очень нужной людям профессии столяра.
Советский Союз располагает большими запасами леса, это определяет значение деревообрабатывающей и мебельной промышленности в нашей стране. Особенно широкие перспективы применения древесины в народном хозяйстве открылись с появлением синтетических клеев. Обратить внимание учащихся на то, что наряду с применением новых материалов и разработкой современных конструкций мебели большая роль отводится комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. По ходу рассказа объяснить следующие понятия: комплексная механизация, автоматизация производства, производительность труда. Подчеркнуть, что неуклонный рост материального благосостояния нашего народа и невиданный размах жилищного строительства требуют постоянного увеличения выпуска столярно-мебельных изделий.
От уровня проведения этих уроков во многом зависит не только отношение учащихся к предмету, но и пробуждение у них интереса к профессии столяра.
Отметить, что Программой КПСС начертаны пути построения в нашей стране коммунистического общества. Главной экономической задачей в деле строительства коммунизма является создание материально-технической базы коммунизма. Что же представляет собой материально-техническая база коммунизма? Предложить учащимся самостоятельно прочитать ответ на этот вопрос в Программе КПСС (Программа Коммунистической партии Советского Союза. Политиздат, 1968, с. 66-68). Обобщить ответы учащихся и на примерах конкретизировать понятие «материально-техническая база коммунизма».
Подчеркнуть, что технический прогресс в промышленности, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, оснащение предприятий новой техникой тесно связаны с совершенствованием подготовки квалифицированных рабочих.
Коротко рассказать о становлении и развитии системы профессионально-технического образования в нашей стране. Раскрыть сущность отличия подготовки квалифицированных рабочих в СССР от подготовки рабочих кадров в капиталистических странах и в дореволюционное время в России. Показать кадры из диафильмов «Подготовка рабочих кадров в СССР» и «Встряска» по рассказу М. Горького.
Познакомить учащихся с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 августа 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании процесса обучения и воспитания учащихся системы профессионально-технического образования». Подчеркнуть, что Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно заботятся о дальнейшем совершенствовании подготовки квалифицированных рабочих для народного хозяйства.
В результате знакомства с квалификационной характеристикой столяра III разряда и программой по технологии учащиеся должны получить представление об объеме знаний, умений и навыков, которыми им предстоит овладеть.